- Большевизм
-
БОЛЬШЕВИ́ЗМ — одно из направлений в рус. марксизме. Термин появился в 1903, после того как на 2-м съезде РСДРП произошел раскол на две фракции ("большевики" и "меньшевики"). При выработке Устава партии В. Ленин и Ю. Мартов предложили две редакции пункта о членстве в РСДРП. Сторонников Ленина, набравших большинство при выборах центр. органов партии, стали называть большевиками, пошедших за Мартовым и Г. Плехановым — меньшевиками. Восстановленное на 4-м съезде РСДРП (1906) орг. единство партии оказалось непрочным, и в 1912 на конференции в Праге большевики обособились в самостоят. партию, к-рая с апр. 1917 наз. РСДРП(б), с 1918 — РКП(б), с 1925 — ВКП(б), с 1952 — КПСС). В 1914 после неудачной попытки Ленина повести за собой 2-й Интернационал (он предлагал всем с.-д. Европы бороться за "поражение своего пр-ва в мировой войне" и за "превращение империалистич. войны в гражданскую") нач. разрыв Б. с европ. социал-демократией, оформившийся с созданием по инициативе РКП(б) в 1919 3-го (Коммунистич.) Интернационала (распущен в 1943), провозгласившего принципы Б. обязательными для входивших в него партий. Идейно Б. представлял собой род левого "младомарксизма"; возвращал социализм от науки и утопии к "религиозному верованию". Все, что у К. Маркса и Ф. Энгельса шло от живого протеста против состояния дел современного им об-ва, было подхвачено и утрировано большевиками; вооруж. восст., захват власти, "диктатура пролетариата". В этом для большевиков — "Закон и пророки", социалистич. рев-ция была для Б. не выводом, а исходным пунктом, первой аксиомой его: из нее все выводилось и к ней стремилось, ею все оправдывалось, ей все должно было служить — во-первых, сплоченная партия, использующая любые легальные и нелегальные формы полит. борьбы; во-вторых, сильное (тоталитарное) гос-во диктатуры пролетариата, создаваемое после полит. переворота, берущее от имени об-ва в целом во владение все средства произ-ва и твердой рукой проводящее социалистич. преобразования. Гос-во, построенное по большевистскому рецепту, стремилось от лица об-ва контролировать все приватные отношения, вплоть до самых интимных; обл. частной жизни чрезвычайно сужается, если не исчезает вовсе, а личности в теории и практике Б. отводится весьма скромная роль по сравнению с "нар. массами". Кредо Б. сходно с наполеоновским "большие батальоны решают дело". Только "замечательная" теоретич. беспечность позволяла Ленину искренне считать эти построения согласными с философией марксизма. Идейная основа Б. — скорее "субъективный идеализм" (волюнтаристского толка), и нек-рые большевики поняли это. Лучше всего эту точку зрения выразил А. А. Богданов, говоривший прямо, что заимствовать у Маркса можно только его теорию классовой борьбы и социалистич. рев-ции, диалектику же и материализм следует отбросить как пережиток гегельянства и метафизики 18 в. и взамен создать "настоящую пролетарскую философию". Он и взялся за это и на основе идей нем. философов Э. Маха и Р. Авенариуса выработал учение, к-рое назвал "эмпириомонизмом" — наиб. последовательное и адекватное выражение Б. в философии.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.